Никогда не играла ни в визуальные новеллы, ни в эроге. И, конечно, вряд ли стала бы играть без рекомендации.

Вообще, наши умеют делать хорошие игры, даже любители. Хорошие по сути, но несколько «на коленке» по исполнению. Презирает все-таки русская душа визуальное богатство и техническое совершенство. Зато всякой глубины, широты и общей душевности — хоть лопатами грузи. И побольше эрудированности, а как же. Отсылки на это, аллюзии на то. И какая-то печаль всегда тоже есть. «Ой, то не вечер, то не вечер...» — в данном случае минорная версия «мы пионеры, дети рабочих», потрясающий совершенно саундтрек.

Игра построена из нескольких составляющих, собранных вместе как детали конструктора с весьма четкими швами. Текст, озвучка (саундтрек и звуки окружения), фоны, спрайты (фигурки героев) и арты. Все исполнено даже в разной манере рисования. Спрайты подчеркнуто-схематичные анимешные, явно плоскостные, в простых насыщенных цветах. Фоны, напротив, настоящие картины по большей части — с перспективой, богатой палитрой, тенями, полутонами, композицией, в общем, живопись. Арты — что-то среднее, более условное, плоскостное и менее профессиональное, чем фоны, но все же и не «болваночки» спрайтов. Этакий фанарт. Причем что-то получше, что-то похуже... Текстовая составляющая — нечто вроде книги-игры, только с куда меньшим числом вариантов выбора. Самая суть именно в тексте, спрайты служат определенными эмоциональными маркерами, хотя тексту не всегда соответствуют — набор выражений лиц очень ограничен, но все же они оживляют происходящее. Ключевые события отмечают арты, они даже служат своего рода ачивками за некоторые достижения игрока, а фоны периодически добавляют чисто эстетическое переживание. Некоторые из них дивно красивы.

Геймплей же простейший — пробелом мотаешь куски текста, изредка выбираешь из двух, в отдельных случаях до пяти вариантов ответа или целевых локаций. Если данный набор эпизодов был ранее пройден, его можно промотать ускоренно, что чертовски удобно, так как хотя игра нелинейная в целом, ее большие смысловые куски каждый внутри себя линеен абсолютно, а тринадцать раз читать одно и то же — это слишком большой подвиг даже для хорошей игры.

И эта невозможная простота, условность ничего не портит, напротив, добавляет игре естественности. Как сказал какой-то анонимный мудрец: «хорошая декорация жизни всегда будет лучше средней имитации».

Сюжет игры любопытен, хотя и во многом вторичен. Молодой мужчина-неудачник живет жизнью российского современного хикки, изредка подрабатывая фрилансом. Типичный «тролль, лжец и девственник», причем последнее определение, судя по игровым текстам, буквальное. Ни друзей, ни образования, ни постоянной работы, ни девушки, ни даже выраженного хобби. Не жизнь, а тление, в общем, совершенно бессмысленное... и вот однажды этот самый Семён, сев зимой в самый обычный автобус, заснул в нем... и проснулся уже летом рядом с пионерским лагерем конца восьмидесятых, как поначалу кажется. В теле себя-семнадцатилетнего. Но нет, это не путешествие во времени. Лагерь этот очень странный... Вот игроку вместе с Семеном и предлагается разгадать загадку лагеря «Совёнок», прожив в нем смену... и не один раз, так как у игры тринадцать концовок (зависящих от выбора игрока), и те две, в которых открывается почти вся суть сюжета, доступны только после открытия нескольких первых.

Если говорить о персонажах, то проработан по-настоящему только сам Семен, но по сути это и правильно, если принимать во внимание сюжет. Семен — очень необычный герой для игры. Он унылый, несколько трусливый, нервный, средних умственных способностей. Общаться с людьми, особенно противоположного пола, не умеет просто в ноль. Стратег и тактик из него тоже никакой. Да, он имеет некоторый кругозор и периодически может проявить хорошие человеческие качества. В общем, он не просто обычный человек, он — серая мышь, пловец по течению на сверхдлинные дистанции. Несчастное создание, не знающее полноты жизни. Но и для него не все потеряно! Ту самую полноту жизни он вполне может узнать как раз в этом таинственном «Совенке». «Человече, познай сам себя» — вот, пожалуй, ключевая идея игры.

В этом ему помогут другие, куда менее проработанные, но куда более яркие персонажи. В основном, конечно, «персонажихи»: добрая правильная Славя, замкнутая скрытная Лена, злая оторва Алиса и проказница Ульяна. Потом окажется, что не менее важную роль играют и болтливая глупая Мику, и еще одна таинственная девочка. С каждой из этих шести можно крутить романы. Внесут свой вклад в происходящее и строгая не по делу вожатая Ольга Дмитриевна, и парни — Электроник и Шурик, а особенно пугающий таинственный Пионер.

Внимание, спойлеры!

Читать спойлеры

Конец спойлеров.

Так как игра все-таки принадлежит к жанру эроге, в ней есть порнография (по умолчанию она, впрочем, отключена). В большинстве своем порнография отражена в артах (иногда — в спрайтах), и, честно говоря, она так себе. В худших традициях хентая, и ориентирована явно на мужскую и, хм, неискушенную аудиторию. Есть, впрочем, пара артов-исключений, скорее эротических, чем порнографических. Но арты ладно. Хуже всего те куски текста, что идут с этими артами. Их будто писал подросток, пересмотревший порнографии, а живую женщину даже не целовавший ни разу. Эти опусы вызывают вовсе не то, что должна вызывать порнография, а громкий смех. При этом значимой роли сексуальные эпизоды в игре не играют. Просто придают некую пикантность происходящему.

Стоит упомянуть также, что на самом деле игра — одна сплошная отсылка к маскотам разных имиджборд и каким-то местечковым мемам. Тем не менее, для стороннего игрока вроде меня игра не менее интересна, даже без учета всех этих аллюзий. Как отдельное произведение, «Бесконечное лето» явно заслуживает внимания.

Для меня, полного новичка в плане визуальных новелл и эроге, эта игра стала вполне приятным опытом. Несколько печалит недосказанность концовок, удручают уже перечисленные минусы, но мне, как завзятому сюжетнику, очень согрело душу то, что она ориентирована не на графику и тем более не на боевку (которой тут нет как класса), а именно на сюжет, персонажей и идею. С куда большим удовольствием я бы поиграла в игру с обратным гендерным раскладом, чтобы романсибельными персонажами были парни, но уж что есть.

@темы: Бесконечное лето, обзор