В беседе с одним моим другом, знатоком Lore, мы придумали, на мой взгляд, любопытную теорию. За основу ее мы взяли одну из реплик шаманки Нибани Меса: «Сам Дагот Ур безумен. Он мертв, но ему снится, что он жив».
Внимание, спойлеры по всему посту!
Читать дальше, несмотря на спойлерыЭто не просто метафора. Некогда Ворин Дагот, кимер, оказался неразрывно связан с Сердем Лорхана после своей, так сказать, первой смерти — и это изменило его природу, из простого смертного он стал Дьяволом, еще более не похожей на обычного эльфа сущностью, чем боги Трибунала. Дагот Ур, судя по всему, воспринимает реальность принципиально не так, как воспринимают ее все «нормальные» жители Нирна.
Как именно? Во-первых, он принимает сон за реальность, а реальность — за сон. Во-вторых, мертвые кажутся ему живыми и наоборот. Рассмотрим это.
Очень вероятно, что культисты Шестого Дома уподобляются ему, перерождаясь в пепельных монстров. Во-первых, они теряют свои нормальные личности, умирают — я отчасти согласна с изложенным в статье «Природа пепельных вампиров» в той части, где идет речь о сути стадий корпруса, хотя с самой теорией не согласна. Во-вторых, становясь пепельными упырями и далее, поднявшимися спящими (говорящее название), они обретают способность спать наяву.
Что же им снится? Общеизвестно, что Дагот Ур пытается вернуть славу Ресдайна. Наша теория состоит в том, что он пытается все вернуть как было. До проклятия Азуры. До возвышения Трибунала. До смерти Неревара. Мы предполагаем, что во сне наяву высшие пепельные монстры видят себя золотокожими кимерами, а свои жуткие пещеры, возможно, прекрасными домами. Живые же кажутся им мертвыми, которых следует оживить — через божественную болезнь корпрус.
Дагот Ур тоже видит себя живым, Ворином Даготом. Нереварин представляется ему мертвым Нереваром, которого опять же необходимо оживить (с нашей точки зрения — убить). Именно об этом говорит Нибани Меса:
«Эти сны — черная ложь Шармата Дагот Ура. Сам Дагот Ур безумен. Он мертв, но ему снится, что он жив. Он слышит смех и любовь, но создает монстров и призраков. Он ухаживает за тобой, как возлюбленный, но от него пахнет страхом и отвращением. Не слушай. Не ходи к нему».
Все перевернуто: смерть-жизнь, любовь-ненависть, сон-реальность.
Дагот поначалу, до личной встречи, вообще не воспринимает Нереварин(а) как существующую реальность — для него реальным представляется только Неревар (насколько Нереварин и есть Неревар — отдельная тема для беседы, но, по-моему, очень ненамного). Именно ему Дагот Ур и посылает сны.
Реальные взаимоотношения Неревара и Дагота тех давних времен реконструировать, увы, невозможно. Неревар, перевоплотившись, не сохранил память, Дагот Ур неадекватен, боги Трибунала, скорее всего, лгут в этом вопросе, а больше никто не дожил (а кто дожил, например, Дивайт Фир, вряд ли близко общался с кем-то из них). Дагот Ур утверждает, что он был верным другом и вассалом, но Неревар предал его; Трибунал утверждает обратное. В русскоязычном фандоме традиционно считается, что привязанность Дагота к Неревару крайне сильна, будь то любовь, дружба или верноподданические чувства. И предательство, истинное или мнимое, отразилось на Дагот Уре с той же силой. Получается, он испытывает к Неревару смешанные чувства, с какой точки зрения ни посмотри, с его или с нашей.
Итак, первый сон:
«Мне приснился ужасный сон. Могу вспомнить только одну его часть. Высокая фигура в золотой маске вела меня мимо мертвецов, словно это была брачная церемония. Я слышал множество голосов, но ни у кого не шевелились губы. Я пытался дышать, но грудная клетка не двигалась. Высокая фигура заговаривала с каждым, мимо кого мы проходили, смеясь и шутя, словно они были живы, но никто не отвечал. Я пытался кричать, но, так как я не имел возможности дышать, мой язык вибрировал впустую».
Фигура в маске, очевидно, Дагот. Мертвецы вокруг — наверное, Шестой дом (Даготу они кажутся живыми, а Нереварин(у) - мертвыми). Далее идет внушение, которое Дагот посылает Неревару: ты мертвец, Неревар, но хочешь ожить.
Второй сон:
«Во сне высокая фигура в золотой маске поприветствовала меня словами: «В доме Мастера обителей много. Не волнуйся, ибо из рук врагов твоих освободил я тебя». Мне казалось, что я умер, и я видел себя лежащим на столе, освещённом свечами. Но своими собственными руками я прикоснулся к фигуре, она сделала вдох, открыла глаза и встала со стола. Затем комната исчезла, и яркий свет залил мир, а потом я проснулся».
Яркий свет, возможно, моровая буря наоборот. Послание Дагота: Неревар, я освобожу тебя, ты мертв, но должен оживить себя-мертвеца. В нашем понимании это, соответственно, пленение и самоубийство. Дагот хочет сделать Неревара подобным себе, захватив его.
Третий сон, увы, беспредметен:
«Мне снилось, что высокая фигура в золотой маске что-то говорила мне, но я не понимал ни слова. Она улыбалась мне и казалась приятной, но когда она попыталась прикоснуться ко мне, это повергло меня в ужас. Я попытался убежать, но не мог сдвинуться с места. Я попытался закричать, но не мог издать ни звука. Фигура продолжала улыбаться и говорить, но я был уверен, что она пытается наложить на меня какое-то заклятье. Когда я проснулся, мне не удалось вспомнить, как закончился сон».
Судя по всему, этот сон — описание попытки «переродить» Неревара.
И четвертый сон:
«В моём сне высокая фигура в золотой маске говорила мне: «Господин Неревар Индорил, Хай Ресдайния! Давно забытый, возрождённый вновь! Трое оклеветали тебя, трое предали тебя! Один, кого ты предал, был трижды прав! Господин Ворин Дагот, Дагот Ур, верный вассал, преданный друг, просит тебя прийти, и взобраться на Красную Гору. Под ней сорви вновь свои узы, избавься от проклятой кожи и очисти Морровинд от н'вахов!» (в оригинале: purge the n'wah from Morrowind, в официальной локализации, увы, вместо выделенных мной прямым шрифтом слов написан полный бред).
Трое, естественно, это Трибунал. Избавление от кожи — видимо, снятие проклятия Азуры, возврат данмеров в соостояние кимеров (в нашем понимании — создание из них пепельных монстров). Тут Дагот добивается того, что Нереварин слышит его прямую речь, толкование излишне.
В не менее теплых выражениях Неревара приглашает на Красную Гору и Дагот Гарес. И даже «презентует» ему корпрус — для него это выглядит попыткой помочь, а для нас — подлым нападением.
Далее есть два варианта. Либо Нереварин приходит на Красную гору без Орудий, либо с ними. В обоих случаях все радушие и заверения в дружбе Дагота, казалось бы, куда-то деваются. Он либо требует принести Орудия, либо, если Орудия принесены, побеседовав, вступает в драку.
Есть тут два варианта объяснения. Рациональный, если Дагот еще способен хоть как-то воспринимать «реальную реальность», и в русле нашей теории (теория и первый вывод наши с другом, второй вывод уже лично мой).
Если Дагот Ур частично воспринимает реальность, то он видит, что вместо Неревара к нему явилось что-то совершенно другое (это может быть хоть женщина-аргонианка, в общем-то, но даже будь это мужчина-данмер, это явно не Неревар). Поняв, что Неревара он так и не дождался, Дагот стремится использовать Нереварин(а) для своей цели — чтобы тот/та принес(ла) ему Призрачный Страж. После чего «курьера» лучше на всякий случай убить.
А может быть, тут все то же самое. Дагот видит в своем сне наяву, что Неревар пришел к нему за оживлением. В чужом облике, от которого хочет избавиться. Сам Дагот стал таким, каким сейчас, умерев и вступив в контакт с Сердцем — то же самое он намеревается сделать с Нереварин(ом). Убить и сделать высшей пепельной тварью… в его представлении — вернуть его истинную сущность, извлечь его из «проклятой кожи» чужака.
В таком случае, это все вообще крайне печально и достойно сочувствия — Дагот вообще не ведает, что творит, что он истязает свой народ и свою страну, превращает нормальных данмеров в жутких тварей, разговаривает с давно уже покойным Нереваром, не понимая, что перед ним не он…
Убийство Дьявола, понимающего, что он творит зло, или убийство безумца, не сознающего это — исход один. Разрушение Сердца, исчезновение силы Трибунала, косвенная вина в последующей гибели Вварденфелла… но иначе, возможно, все было бы еще хуже.
@темы: Morrowind, Lore, серия TES, персонажи, из старого