воскресенье, 08 февраля 2015
Вернее, не совсем в психоанализ, просто в психологию. Примерим типизацию характеров по Ю. Б. Гиппенрейтер для спутников героя DAO, оставив за кадром собаку и Шейлу.
Небольшая врезка матчасти. Основных типов характера по классификации, которой пользуется Ю. Б. Гиппенрейтер, восемь, причем каждый конкретный человек может обладать почти чистым типом или смешанным (с чертами двух или трех). Это гипертимы, замкнутые, напряженно-аффективные, тревожные, демонстративные, эмоционально-лабильные, неустойчивые и конформные. Эта классификация, в целом, повторяет
классификацию акцентуаций (замкнутый = шизоидный, напряженно-аффективный = эпилептоидный, тревожный = психастенический, демонстративный = истероидный). Среди смешанных типов различают промежуточный (врожденно-смешанный) и амальгамный (врожденный чистый, с приобретенными чертами другого). Автор там указывает, что некоторые типы «несочетаемы» в смешанном, я же, рискуя ошибиться, полагаю, что в редких случаях вполне может сочетаться все что угодно.
Внимание, спойлеры по всему посту!Читать, несмотря на спойлерыДля начала разберем возможных возлюбленных протагониста: с ними легче, про них больше информации.
Итак, Алистер. Судя по всему, смешанный тип, лабильно-замкнутый. От замкнутого типа в нем есть и скрытность, и привычка жить по распорядку, и внешне неожиданные решения (вроде ухода из отряда при отказе протагониста убить Логэйна) при наличии серьезных внутренних причин так поступить, и эгоцентричность, и некоторая эксцентричность (при всей скрытности на голубом глазу, без смущения, рассказывает о своей девственности, к примеру), но отсутствует ригидность и эмоциональная холодность. От лабильного типа — способность на крайне глубокую привязанность (как к Дункану), чуткость и дружелюбие, но без склонности к легким переменам настроения. Сложно сказать, врожденный или приобретенный тип. Похоже, что хоть от природы Алистер был скорее эмоционально-лабильным, и положение бастарда, а потом обучение в спартанских условиях закрытых школ выработало в нем замкнутость, некая предрасположенность к замкнутости была в нем изначально — весьма сильный эгоцентризм и самолюбие, которые Алистер полусознательно маскирует в своих поступках.
Очень характерно взаимодействуют эти две стороны его характера во внешне странном поступке Алистера на Совете при отказе убить Логэйна. Почти болезненная любовь к Дункану и слишком сильное душевное потрясение от его потери привели к тому, что на время событий игры целью жизни Алистера стало отомстить Логэйну, которого он «назначил» ответственным за гибель своего учителя. Ради этого он собрался в объективно безнадежный «поход вдвоем против Мора», ради этого готов был бесконечно терпеть протагониста, даже если тот ведет себя как полный моральный урод. При невозможности убить Мак-Тира — эмоциональный срыв, полный отказ от долга Серого Стража и от всяких чувств к протагонисту (даже если она — его возлюбленная). Характерно и то, что после этого Алистер спивается.
Морриган. Похоже, чистый замкнутый тип. Холодность и крайняя самоуверенность, при недостатке умения вести себя в обществе, почти полное отсутствие способности к эмпатии, склонность к одиночеству даже в группе (Морриган демонстративно разводит в лагере свой отдельный костер), и все та же эксцентричность (еще более выраженная у русскоязычной Морриган, склонной выражаться белым стихом), а главное — ярко выраженное оппозиционерство церковным и светским нормам.
Характерна ее враждебность к Алистеру и Винн. Все меряя по себе, Морриган абсолютно уверена, что так как она, умная, свои эмоции не выражает и законам не подчиняется, то те, кто выражают и подчиняются — полные идиоты и, конечно, сами виноваты в этом. То, что факты не соответствуют ее картине мира, что опять же характерно, не важно (и Алистер, и Винн довольно умны).
Лелиана. Судя по всему, демонстративный тип. Артистичность, природная многоуровневая лживость — из любви к искусству, не обязательно по необходимости, даже себя убеждает, аферизм, нежелание «серьезно» работать, постоянная ролевая «смена профессий» (то шпионка-убийца, то монашка, то героиня-воительница) и некоторый инфантилизм (сюсюканье насчет туфелек и декоративных нагов).
Ей все в какой-то мере не всерьез. Что вера, что любовь, что ненависть. Да, предательство Маржолайн было для нее действительно тяжелым ударом, переломным моментом в жизни и все такое… но она и из этого сделала своего рода игру. В том числе из соображений самозащиты, чтобы не было так больно. Дважды она гонялась за Маржолайн, и дважды (если только протагонист не потребует прекращения игры) практически добровольно отпускала ее — чтобы в будущем погнаться еще раз. И не зря Страж Праха Андрасте уличает ее в неискренности в вере. Если осквернить Прах, Лелиану, в отличие от Винн, при определенных условиях все же можно уговорить остаться с героем — а казалось бы, она куда более набожна.
Зевран. Похоже, тоже смешанный тип, лабильно-неустойчивый. К неустойчивости относится его гедонистическая философия жизни, перебор случайных связей, явный недостаток моральных тормозов, неспособность к честному труду (даже под благотворным влиянием протагониста Зевран не может оставить профессию убийцы, ему необходим этот адреналин), при этом отсутствует поверхностность и примитивный эгоизм. Лабильность проявляет себя, если узнать Зеврана ближе — тщательно скрываемый низкий «болевой порог» к оскорблениям и унижениям, способность беззаветно влюбиться (в протагониста), явный приоритет чувств над долгом в любой ситуации, но нет открытости и миролюбия. Явно амальгамный тип — эмоциональный, судя по всему, вообще основной эльфийский расовый тип, а вся неустойчивость — результат жизненных обстоятельств, взросление в борделе, карьера Ворона.
Если Лелиана «играет» в свою жизнь как на сцене, то Зевран «играет» в свою, как в казино. Он рискует, делая крупные ставки: единственный принял заказ на Серых Стражей, одинаково легко, и непритворно легко принимая любой исход: смерть или союзничество с бывшими жертвами; вышел на встречу с Тальесином, без особой на это необходимости. С другой стороны, возможную гибель протагониста (при условии серьезного романа) принимает безусловно тяжело и глубоко, и в дальнейшем остается один, более не в силах сблизиться с кем-то другим (в этом плане Алистера, также частью лабильного, спасает глубокий, высокого порядка эгоцентризм замкнутого типа, а вот Зеврана поверхностный «пофигизм», грубо говоря, неустойчивого — не спасает).
Теперь перейдем к «просто спутникам».
Стэн. Тут сложно, но, кажется, напряженный. Он серьезен, высокопрофессионален, абсолютно уверен, как нужно жить, и считает себя вправе «строить» всех, кто имеет отличное мнение, и у него бывают типичные аффективные взрывы, когда он просто все вокруг готов крушить (убийство спасшей его семьи, при определенных условиях — бунт против Стражей при попытке отправиться за Прахом Андрасте для Эамона). При этом его личная личность, извините за каламбур, слишком сильно скрыта философией Кун: каждый должен быть на своем месте и делать свое дело, и никакого плюрализма. То есть Стэн таков в первую очередь как воин-кунари, каков он бы был, если бы вырос в семье тал-васготов, сказать сложно, впрочем, никаких значимых признаков других типов Стэн не показывает.
Винн. Напряженно-гипертимная, полагаю. Она так хорошо работала над собой в течение жизни, что от первого типа мало что осталось, но вот в молодости своего ученика Винн так затуркала, что он сбежал, а теперь, вроде бы, она сама терпимость и мудрость. Но все же нет, она так же уверена, что во всем права (в любом случае покидает протагониста после осквернения Праха), пытается всех, хотя и мягко, учить жить, и не склонна в открытую идти против правил — внешне к ним лояльна (Морриган тут же говорит: «ханжа»), но коварства и тяжелого характера у нее нет. От гипертима же в ней приятность в общении, доброжелательность, легкость на подъем, и бесцеремонность (например, она почти в открытую следит за любовными отношениями протагониста и лезет с советами, пытается повоспитывать Зеврана), но нет, видимо, в силу возраста, энергичности. Похоже, частично врожденная смешанность, «переход» с первого на второй — заслуга самовоспитания.
Огрен. Неустойчивый, почти точно. Незлобив и поверхностен, пожрать, выпить, подраться, любовью позаниматься — гуляй душа, ничего не жаль. Рубаха-парень. Пожалуй, самый простой из всех персонажей как личность. По Бранке убивается умеренно, и то надолго его не хватает — тут же вспоминает о Фельзи, и, судя по всему, вполне этим утешается.
И, наконец, «дополнительный спутник» — он, если и появляется в команде, то в конце игры.
Логэйн. Замкнуто-напряженный, похоже. Как замкнутый: холоден, высокомерен, обладает талантом или даже гением полководца, но без склонности к одиночеству и неконтактности. От напряженного в нем полная убежденность в своей правоте и способность без особых терзаний «ради благой цели» совершать совершенно ужасные поступки, тяжелый характер (постояные свары с Кайланом), но без склонности к «взрывам» — действует продуманно. Похоже, такой он от природы. Еще он, кажется, все ближе к паранойе, и, хотя его мания преследования еще под контролем в бытовой жизни, но уже определяет самые серьезные поступки. Логэйн убежден, что все зло от Орлея, и Орлей стоит абсолютно за всеми хоть как-то угрожающими Ферелдену ситуациями.
Как мы видим, среди спутников, даже как часть смешанных типов, нет ни одной тревожной и ни одной конформной личности. Это логично, так как конформные и не подумают отправиться в столь рисковое и безнадежное предприятие, а тревожные его просто не выдержат. «Повторов» нет, кроме частичных. Четверо смешанных, четверо чистых. По трое демонстрирующих хотя бы частичную замкнутость и напряженность, по двое — лабильность и неустойчивость, по одному — демонстративность и гипертимность.
Если сюда забредут психологи, пусть они меня поправят, если я где ошиблась.
Во всяком случае, лично для меня эта примерка типов объяснила некоторые раньше мне не вполне ясные поступки Лелианы и Стэна.
@темы:
Dragon Age: Origins,
серия Dragon Age,
персонажи,
из старого