Читать очень длинный постВ большинстве игр, даже если по Lore подчеркивается опасность алкоголизма и наркомании при употреблении каких-то веществ, в геймплее зависимость никак не реализована. Но есть игра, которую необходимо поставить как самую достоверную в отношении наркологии первым номером в списке (по-хорошему, стоило бы начать с первых игр серии, с которых это есть пошло, но я в них не играла):
Мир в этой игре — альтернативная реальность нашего мира, в котором начиная примерно с 1950 года история развивалась иначе, в 2077 произошла Третья Мировая война, а в настоящий момент, через 200 лет после нее, на территории бывшего США существует постядерная разрозненная цивилизация, сохранившая элементы американской культуры середины XX века. В игре представлено несколько видов алкоголя, полностью соответствующего таковому в нашем мире: пиво и вино, а также самогон, виски, скотч-виски (шотландский виски) и водка. Весь алкоголь при приеме внутрь делает человека ненадолго чуть сильнее и раскрепощеннее (реализовано увеличением харизмы), но и чуть глупее, а также с вероятностью 5% для слабоалкогольных (пиво и вино) и 10% для крепких (все остальное) вызывает алкогольную зависимость. Хотя у некоторых людей (со способностью «король/королева вечеринок», появляющейся с аддоном Broken Steel) эта зависимость не развивается.
Алкогольная (да и наркотическая) зависимость действует так: если персонаж, получивший ее, какое-то время не принимает алкоголь (или тот наркотик, на который она развилась), у него начинается ломка: снижаются на несколько единиц конкретные характеристики. Чтобы снять этот эффект, нужно снова употребить вызвавшее зависимость вещество... но лучше пойти к врачу, чтобы снял зависимость. Или можно воспользоваться продуктом высоких технологий — мини-лабораторией. Да, вот такая в альтернативном будущем продвинутая медицина, лечится алкоголизм и наркомания (за одним исключением) легко и быстро. До чего дошел прогресс!
А вот наркобизнес в той реальности пошел несколько иным путем. Хотя есть в игре наркотик, называемый «винт» и тоже являющийся, как и в нашей реальности (в одном из значений), метамфетаминовым, он был изобретен уже после Третьей Мировой и его состав и механизм работы иной. Он улучшает реакцию (реализовано как увеличение очков действия для пошаговой системы боя). Его более сильная версия, «ультра-винт», является единственным наркотиком в игре, вызывающим неизлечимую (причем, сильную, снижающую в общей сложности пять единиц характеристик) зависимость. Подсесть на «винты» легко — 20% вероятности.
Из имеющих аналоги в нашей реальности представлено также обезболивающее «Мед-Х» (действие реализовано как сопротивляемость урону) — на самом деле, это морфин, переименованный в игре из соображений цензуры. Подсесть на него можно с той же вероятностью, как на крепкий алкоголь. Не доведенная до ума марка «Квантовая» популярнейшего довоенного безалкогольного энергетика «Ядер-кола» тоже, оказывается, имеет наркотический эффект, подобный таковому у «винта», но с меньшей вероятностью привыкания (10%).
Ядерная катастрофа привела косвенным путем к возникновению одного наркотика естественного происхождения — нектару огненного муравья (эти огромные огнедышащие насекомые — результат неудачного генетического эксперимента с возникшими из-за радиации мутантами, гигантскими муравьями). Нектар этих насекомых при приеме имеет очень сильные как и положительные (значительно увеличивает сопротивляемость огню и ловкость), так и отрицательные (снижает интеллект) эффекты, а зависимость, вызываемая им — единственная, которую нельзя вылечить с помощью мини-лаборатории (что логично, создатели этого чуда техники понятия не имели о таком варианте). Но, к счастью, развитие зависимости маловероятно (5%) и врачи научились снимать и ее.
Остальные наркотики того мира были созданы тоже до войны как по большей части военные медпрепараты. Это баффаут, увеличивающий силу, выносливость и жизнестойкость (очки здоровья) и опасный наравне с крепким алкоголем, ноотроп ментат, делающий человека умнее и восприимчивее (вероятность привыкания 5%), и «психо», каким-то образом увеличивающий урон от оружия (наверное, единственный «нелогичный» наркотик в игре, принимает его человек, а действует он на оружие, причем на любое! Мистика какая-то) и тоже аналогичный крепкому алкоголю по опасности развития зависимости.
Некоторые люди развивают в себе способность противостоять наркотическим зависимостям (способность «сопротивляемость химии»), вероятность привыкания к препаратам у них наполовину снижена.
Можно сказать, что для наземного жителя того мира (в Убежищах и условия тепличные, и достать-то все это неоткуда) наркомания — едва ли не необходимое зло. Остаться «чистым» и умереть в неравной схватке или выжить и рано или поздно стать наркоманом — вот такой моральный выбор нередко встает перед героем. Наркотики тут принимают не ради удовольствия или новых ощущений, это суровая необходимость. Повезло еще, что большинство зависимостей излечимо! Главное — не прикасаться к «ультра-винту». А вот без алкоголя вполне можно обходиться.
В остальных известных мне играх если и говорят о привыкании, для героя остается все это на уровне разговоров. Но если хотя бы говорят, то уже плюс к реализму. Итак, на втором месте:
Жители Вварденфелла в массе своей не прочь иногда выпить, а некоторые не прочь и «побаловаться» наркотиками, хотя «баловство» это, как и в нашем мире, чревато последствиями. Начнем с легального алкоголя.
Наиболее дешевым спиртным напитком на острове является мацт — слабоалкогольный напиток (пиво) местного производства из соленого риса (важная сельскохозяйственная культура Морровинда). Является самым популярным среди местных пьяниц, но его не брезгуют подавать и на королевских застольях. По сведениям, систематическое употребление мацта сильно подрывает здоровье, но в игре это никак не реализовано.
Не менее популярна и суджамма — крепкий горький ликер (из чего его производят, не упоминается). Ценители считают его вкус отвратительным, но некоторые воины пьют его перед боем из практических соображений, чтобы стать сильнее и не думать о посторонних вещах. Распространен на острове и грииф — местный бренди из комуники (дикорастущая ягода). Его вкус вполне сравним с более дорогими импортными аналогами, но ценители до него не снисходят. Из комуники же делают шейн — местное вино. Скорее всего, из комуники делают и почти самый дорогой алкоголь на острове — выдержанный бренди, редкий коллекционный напиток. Во всяком случае, его эффекты практически аналогичны таковым у гриифа, только длятся дольше.
На острове Солстхейм (при установке аддона Bloodmoon), где живут в основном норды, популярен мед нордов — сбраженый пчелиный мед, довольно крепкий. Норды его обожают, а вот непривычным к нему индивидам он кажется отвратительным пойлом.
Флин — импортный виски из Сиродиила, относительно дорогой, но не имеющий неблагоприятных эффектов. На торговлю им на территории Морровинда во время событий игры имела монопольное право имперская организация Восточная Торговая Компания. Любопытно, что данмерский Великий Дом Хлаалу, видимо, в угоду империи, способствовал завышению налогов на такие местные напитки, как суджамма, грииф и шейн, обеспечивая при этом выгодные условия для торговли флином. Великий Дом Редоран же, блюдущий местные интересы, пытался противостоять этому политическими методами, но безуспешно. Такая ситуация привлекла к торговле этими напитками — в обход имперских налогов — контрабандистов.
Импортный же сиродиильский (киродиильский) бренди тоже дорог и не имеет негативных эффектов, но про политику его продаж никаких особенных сведений нет.
Самый же дорогой алкогольный напиток на Вварденфелле — древний бренди Дагот. Он вообще не имеет никаких положительных эффектов, а ценен, видимо, тем, что секрет его производства утрачен после падения Шестого Дома Дагот. Последним представителям Шестого Дома — пепельным вампирам — его вкус представляется божественным... так ли это для нормальных смертных, неизвестно.
Стоит заметить, что из игровых соображений есть смысл носить с собой несколько бутылочек мацта, гриифа или суджаммы, они дешевы, легкодоступны, и все имеют эффект повышения силы, а значит, под их воздействием можно утащить с собой существенно больше найденного добра.
Наркобизнес же не блещет разнообразием, но зато потрясает размахом. В ходу, фактически, два наркотика: лунный сахар (кристаллическое сладкое вещество растительного происхождения) и скуума, которая делается из лунного сахара же. Оба наркотика — исходно хаджитского происхождения, имеют для этих разумных кошек сакральное значение. Одного из ключевых богов хаджитского пантеона Риддл'Тара также называют Сахарным Богом, есть легенда что в сахар на заре творения превратился лунный свет, существует также выражение «святая скуума», аналог «боже мой», а выражение приязни звучит как «наш сахар — твой, друг». Для остальных народов Нирна это просто наркотические вещества.
Лунный сахар — относительно легкий наркотик, а скуума (в официальном переводе несклоняемое слово) — тяжелый, привыкание к нему считается неизлечимым, но, как и с тяжелыми наркотиками нашей реальности, при большой мотивации и значительном усилии воли можно достигнуть пожизненного отказа (существует автобиографическая книга данмерессы Тиссы Сендас, преодолевшей зависимость от скуума и призывающей других наркоманов не ставить на себе крест). При употреблении лунного сахара появляется ощущение свободы и безумного веселья. Употребляющий скууму испытывает острое наслаждение, при привыкании проходит через стадии «страстного увлечения, экстатической одержимости и полной деградации». Скуума можно как пить, так и, видимо, испарять и вдыхать ее дым через специальную трубку скуума (не реализовано в игре при наличии трубок как предметов). Как я уже упоминала, привыкание в игре для персонажа игрока тоже никак не реализовано, но зато существуют два квеста о мужьях, пристрастившихся к скууме — две отчаявшиеся женщины просят протагониста найти своих падших благоверных и попытаться вернуть их в лоно семьи.
Торговля и лунным сахаром, и скуума в Морровинде полностью незаконна, практически все торговцы категорически отказываются от любых сделок, связанных с наркотиками, но хаджиты-торговцы все равно покупают их, если представляется возможность, а в борделе «Дом земных наслаждений» лунный сахар можно приобрести «из-под полы». Видимо, как и в нашей реальности, употребление наркотиков преступлением не считается, так что хранить его и таскать с собой можно свободно (это верно для героя и видно и по поведению NPC). Судя по всему, подавляющее большинство каналов торговли лунным сахаром и скуума на Вварденфелле во время событий игры контролирует данмерская мафиозная организация Камонна Тонг, имеющая огромное влияние (ее главарь — родной брат герцога Ведама Дрена, правителя Вварденфелла). Они были бы рады и выращивать нужное растение на месте, но климат на острове неподходящий, так что приходится возить из Эльсвейра. Контрабандисты не гнушаются ничем, для транспортировки наркотиков используют в том числе рабов, которых заставляют проглатывать завернутые порции наркотика, а на месте убивают их и достают товар (существует связанный с этим квест). Впрочем, есть и менее экзотичные пути — в перевозке явно задействовано большинство владельцев кораблей и лодок.
Ко всему прочему лунный сахар — алхимический ингредиент с двумя полезными свойствами (увеличение скорости и развеяние магии), так что алхимику есть смысл искать его и использовать в зельях.
Внимание, спойлер!
Читать спойлерНе лишено любопытства, что глава (мастер-шпион) местного отделения Клинков (организация имперской госбезопасности) живет под личиной безобидного скуумного наркомана. Кай Косадес до того, как герой передает ему шифрованный пакет от императора, говорит о себе, что он всего лишь старик, у которого проблемы со скуума. По всему его дому разбросан лунный сахар, скуума, пустые флаконы из под нее и на видном месте стоит трубка. Тем не менее, личность Кая Косадеса полностью сохранна, ум острый и боевые навыки на высоте. Неизвестно, употребляет ли он наркотики на самом деле, возможно, лунный сахар — все-таки да. Под впечатлением от такого прикрытия у начальства, не брезгует держать у себя лунный сахар и Клинок рангом пониже — аргонианин (антропоморфный ящер) Девятипалый.
Конец спойлера.
В следующих играх серии тоже некое место уделено алкоголю и наркотикам.
В плане алкоголя Сиродиил сильно отличается от Вварденфелла. По неизвестным причинам в Сиродииле не производят флин, хотя с момента событий Morrowind прошло всего пять лет. Но сиродиильский бренди все еще популярен среди обеспеченных граждан, и все еще имеет только полезные эффекты. Из Морровинда, как и из других провинций, ничего не импортируется (хотя не вполне понятно с медом, возможно, его привозят из Скайрима, или хотя бы варят по нордским рецептам). Наиболее популярный алкоголь в Сиродииле — вино. Два основных производителя вин, конкурирующих между собой: бретоны братья Сурили и редгардка Тамика. У каждой фирмы свои виноградники рядом со Скинградом, где живут все трое виноделов. Вина Тамики лучше, но дороже, чем вина Сурили. Имеют коллекционную ценность вина обеих фирм урожая 399 года (то есть более чем тридцатилетней выдержки), ценятся также вина урожая 415 года.
Еще более ценно вино Изгнания теней, изготовленное неким алхимиком в давние годы, когда в Сиродииле еще функционировали форты Имперского легиона (во время событий игры давно брошенные на произвол судьбы). Это вино не только пьянит, но и дает возможность видеть в темноте, что помогало легионерам нести ночные вахты. Оно нигде не продается, его можно только отыскать в руинах некоторых фортов. Еще одна редкость, добавляемая только с аддоном Fighter’s Stronghold — аргонианское кровавое вино, тоже несущее в себе полезную способность — водное дыхание. Возможно, его производят и не в Чернотопье, а аргонианским называют просто по ближайшей аналогии с его свойствами, так как его есть возможность приготовить на месте из растений Сиродиила — бергамота (семена), наперстянки (нектар) и золотарника (плоды).
При установке аддона Wizard's Tower можно заполучить уникальный даэдрический лавовый виски, который некий Риндси некогда сумел добыть из Мертвых Земель (План Забвения, принадлежащий Принцу Даэдра Мехруну/Мерунесу Дагону). Для смертного этот алкоголь опасен, так как парализует и поджигает выпившего его (хотя одновременно оказывает и целебное действие), зато вызывает — видимо, в качестве собутыльника — дремору. Эта бутылка — единственное свидетельство во всей серии игр того, что у даэдра (во всяком случае, у дремор) есть культура изготовления опьяняющих напитков.
Неизвестно кем производится безымянное дешевое вино, пиво, эль и уже упомянутый мед. Известны только производители особых сортов меда: норды Ньюхейм Тучный из Анвила (его фирменный напиток — Особое варево Ньюхейма) и Эйджа из Скинграда, которая, если нанять ее в служанки, начинает варить Мед Розеторна (по названию особняка, где работает). Любопытно, что дешевое вино может неожиданно пригодиться — если им напиться вусмерть, можно стать достаточно отвратительным, чтобы на тебя обратила внимание Принц Даэдра Намира.
В плане наркотиков тут все та же скуума (скума во всех современных переводах), но почему-то нет лунного сахара вообще. Это, скорее всего, просто недоработка, никак отсутствие сахара не объясняется. Скуума все так же вне закона. Ее в Сиродииле только пьют, трубок никаких нет. В городе Бравиле есть нелегальный скуумовый притон, где собираются для распития местные наркоманы. Страже и Легиону по большому счету наплевать, если кто и занимается борьбой с наркоторговлей, то по собственной инициативе и не масштабно (существует один квест от легионера на убийство одного конкретного наркоторговца). В целом, наркобизнес в центральной провинции выглядит весьма вялым и нецентрализованным, непохоже, что его курирует какая-то мощная преступная группировка.
В Скайриме в основном пьют мед, что вполне можно ожидать от нордов. Все так же популярен, как и двести лет назад, нордский мед, весьма распространенный и дешевый, наряду с элем, напиток. Есть и фирменные сорта меда, конкурирующие между собой. Мед Хоннинга, который варят в небольшой пивоварне рядом с Вайтраном, знатоки считают лучшим по вкусовым качествам, но известнейшим является черновересковый мед из Рифтена. Дело в том, что вторая марка принадлежит роду Черный Вереск, фактически местной мафии. Связи матриарха фамилии Мавен и агрессивная политика продаж и обеспечивают его славу, хоть и несколько дутую. Впрочем, черновересковый отборный мед, внутри фирмы называемый «Частный резерв» и распространяемый в частном порядке по заказчикам, вероятно, действительно хорош.
Внимание, спойлер!
Читать спойлерМавен Черный Вереск крайне негативно относится к существованию конкурента и готова любыми средствами утвердить свою монополию. Если главный герой соглашается работать на Мавен как представитель гильдии Воров, то ей удается с его помощью подставить хозяина медоварни Хоннинга, отнять у него производство и стать фактически монополистом медоварения в Скайриме.
Конец спойлера.
Раньше особый сорт меда, мед с можжевеловыми ягодами, производил Вилод из Хелгена, но он, судя по всему, не пережил нападения Алдуина в самом начале игры.
Производят в Скайриме и местное вино. Производители безымянного вина и более дорогого вина «Алто» неизвестны, известно только, что «Алто» производят из винограда Джазби, растущего в долине Аальто на востоке Скайрима. Фирменное пряное вино производит Иветта Сан по секретному семейному рецепту, для которого нужны импортные сиродиильские пряности. Весьма редко встречается вино братьев Сурили (при установленном аддоне Hearthfire), что является свидетельством, что спустя двести лет эта сиродиильская фирма все еще существует. С тем же аддоном вновь появляется и аргонианское кровавое вино, что подчеркивает и его долгую историю.
Старый добрый сиродиильский бренди тоже все еще производят в центральной провинции империи, но в Скайрим его не ввозят. При этом его, видимо, экспортируют в Альдмерский Доминион, так как этот бренди есть в талморском посольстве. Изредка у приезжих из империи бывает с собой коловианский (Коловия — регион Сиродиила) бренди, явно отличающийся от сиродиильского, но с неизвестной историей.
Что до наркотиков, то прошедшие годы мало что изменили — скуума и лунный сахар все еще популярны, все еще вне закона и их все еще любят хаджиты (каджиты в современных переводах). Лунный сахар, как водится, используется в алхимии, а также из него, эйдарского сыра и эля можно приготовить изысканное эльсвейрское фондю, блюдо, сильно способствующее сотворению магии. При этом скуума в игре почему-то не имеет отрицательных эффектов вообще. Похоже, тоже недоработка, никакой информации об изменении ее состава и свойств нет. Кроме того, вероятно, наркотическим эффектом обладает живица сонного дерева (во всяком случае, ее продают местные наркоторговцы) — сок уникального волшебного дерева, проросшего рядом с Вайтраном. При приеме живицы внутрь индивид становится на время более живучим и начинает видеть мир в синих тонах и очень ясно даже в темноте.
В свете творящихся событий (гражданская война, нашествие драконов и прочие ужасы) на наркоторговлю в провинции никто не обращает особого внимания, наркотики покупают и многие добропорядочные торговцы.
Но при всем при том самой «наркоманской» игрой выглядит все-таки...
Вся рудная долина Миненталь на острове Хоринис — огромная тюрьма, откуда нет возврата. Долина уже много лет как окружена магическим Барьером, живые существа через который могут проходить только в одну сторону — внутрь. Так вышло ненамеренно, но к такой ситуации приспособились и заключенные, и власти Миртаны (королевства, которому принадлежит остров). Заключенные давно взяли власть в Минентале в свои руки, уничтожив всех охранников и основав три мини-государства (Старый, Новый и Болотный лагеря), после чего королю Миртаны пришлось установить с рудной долиной торговые отношения — поставлять им предметы быта и роскоши, вероятно, пищевые продукты и напитки, новых членов (преступников) в обмен на магическую руду, которая необходима в ведущейся на тот момент войне с орками для изготовления оружия. Понятное дело, у обитателей этой огромной тюрьмы не так уж много в жизни радостей, а нравы высотой не блещут.
В Долине большинство обитателей не прочь употребить алкоголь. В суровых условиях колонии особенно ушлые люди из Нового лагеря научились гнать из выращиваемого там риса рисовый шнапс. Можно найти также и напитки из внешнего мира — пиво и вино. Угостить кого-то выпивкой — иногда лучший способ уладить дела. Опять же, можно продавать спиртное торговцам. Можно и пить самому, но вот странно — это не несет вообще никакого эффекта.
В целом, вокруг алкоголя в колонии нет ровно никакого ажиотажа, и вот почему: на Хоринисе, в том числе в Минентале, растет болотник — растение с наркотическим действием. Его курят в колонии почти поголовно все, а монополию на сбор болотника и производство самокруток прибрал себе Болотный лагерь. Косяки из болотника делают трех сортов. Самый легкий — «зеленый новичок», посильнее — «северный темный», и самый сильный и дорогой — «зов сна». Употребление последнего даже способствует росту магической силы. Для обитателей Старого и Нового лагерей курение болотника — просто способ расслабиться. Торговля болотником в Новом лагере идет особенно бойко, купить по косячку не откажется большинство местных воров и наемников, в Старом лагере закупки идут более централизованно, через рудного барона Бартоло. Похоже, болотник же курят с помощью кальянов — Безымянный герой тоже может проводить так время, но эффект от подобного действия не реализован.
Зато в Болотном лагере курение болотника — едва ли не долг каждого. Дело в том, что этот лагерь был основан пять лет назад от времени событий игры одним из заключенных Ю'Берионом как секта поклонения некоему таинственному Спящему, которого члены секты надеются пробудить — и тогда он, мол, освободит их, сняв Барьер. Видимо, чтобы сблизиться со Спящим, обитатели лагеря и употребляют болотник. Ежедневно послушник Фортуно бесплатно выдает каждому сектанту и кандидату в таковые порцию косяков. На самом деле, болотника не хватает для полноценного общения со Спящим, нужен эликсир из слюны гигантских насекомоподобных ползунов, но на низших уровнях посвящения обходятся и им. Поиском средства пробудить Спящего занимается только жреческая верхушка во главе с Ю'Берионом, вся же деятельность большинства обитателей Болотного лагеря, в принципе, сводится к выращиванию, обработке и торговле болотником.
Безымянному герою в этой игре не раз представится возможность побыть наркокурьером и наркоторговцем: доставить болотник, продать болотник, ликвидировать конкурентов по его изготовлению — во всяком случае, при желании присоединиться к Болотному лагерю мимо этого не пройдешь. Да и вообще новичку в колонии не так уж сахарно живется, чтобы из возвышенных соображений не браться за любую возможность подзаработать и завести полезные связи. Тем более, что в игре ни разу не всплывает моральное осуждение курения — в колонии это абсолютная норма поведения. При этом привыкание к болотнику в игре не реализовано, а какое-то действие, и то положительное (мизерная прибавка к опыту или небольшая прибавка к мане) болотник оказывает на героя только при первой пробе каждого сорта самокруток.
В следующей игре серии здоровый образ жизни тоже не мейнстрим.
Свободные и свежеосвободившиеся после падения Барьера жители острова Хоринис продолжают употреблять вино и пиво. Становится известно, что вино производят маги Огня (они же жрецы светлого бога Инноса) в своем монастыре, чем, видимо, и живут. Пиво же в игре называется «паладинским», видимо, воины света не отстают в производстве спиртного от своих соратников-магов. Эффекта от спиртного, опять же, нет, за исключением особого пива Корагона, которое можно получить от этого трактирщика только по знакомству. Но выпивкой все так же можно угостить, пытаясь добиться чьего-то расположения.
Болотник произрастает не только в Минентале, но и по всем болотам Хориниса, так что самокрутки популярны и у вполне респектабельных островитян. Правда, разнообразия рецептов, как в колонии, тут нет. Зато герой, если займется алхимией, может научиться самостоятельно крутить из болотника косяки. И вот здесь от выкуривания косяка все-таки появляется эффект: выкурившему представляется, что из него исходит зеленый свет, что он движется замедленно, а его зрение «плывет», пропорции предметов искажаются.
Появилось и кое-что новенькое. Возможно, до возникновения Барьера на Хоринисе яблочный табак еще не завозили, так что в колонии его не было, но на свободных территориях острова он уже какое-то время распространен. Этот табак курят с помощью кальянов (как и фруктовые табаки нашей реальности), и Безымянный герой с подачи чернокожего пророка Абуина может изобрести три новых сорта. Сладкий медовый табак, видимо, относительно безопасен и его вкус приводит Абуина в восторг, а вот травяной (с болотником) и грибной табак, похоже, обладают неприятным вкусом и наркотическими свойствами. К сожалению, реализации эффектов курения разного табака при возможности в принципе покурить кальян тут тоже нет.
Есть и еще одна игра, которую стоит упомянуть в этом списке:
В Городе единственным спиртным напитком является твирин — местная крепкая настойка на твири, растении вида Oxitocia tvirinum (в нашей реальности несуществующего). Сравним по действию с абсентом, то есть может быть рассмотрен и как наркотическое средство. Твирь вообще и твирин в частности является сакральным для местной культуры элементом, свойства твирина многогранны и непостоянны. По сведениям, только твирин, изготовленный членом Уклада (традиционного общества Степи), обладает всей полнотой качеств, изготовленный человеком со стороны даже по точному рецепту — нет. В игре свойства твирина не прописаны четко, по ощущениям, он действует как универсальное, но слабое лекарство, анальгетик и иммунокорректор одновременно. Местные жители, зараженные Песчаной Язвой, просят его в качестве болеутоляющего, такой вид не то медицинской помощи, не то эвтаназии (приняв твирин, персонажи подозрительно замирают, ну, есть надежда, что это крепкий сон) повышает герою репутацию. В принципе, твирин — напиток простонародья, но интеллигенция тоже не в стороне, к примеру, им сильно злоупотребляют близнецы Петр и Андрей Стаматины — гениальные, известные на всю страну архитекторы, проживающие в Городе на момент событий игры.
В качестве чего-то подобного энергетикам выступают в игре кофейные зерна. Если их жевать в сухую, они очень бодрят, но здоровье подрывают (реализовано как уменьшение усталости при уроне здоровью). По большей части практика употребления этих зерен, если герой собирается успеть сделать все намеченные дела за день, практически обязательна. Более здоровый аналог — лимон — пробуждает вместе с бодростью и аппетит, а в условиях тотального дефицита продовольствия, наступившего вместе с эпидемией, насытиться куда сложнее, чем вылечиться.
В игре присутствуют и наркотические средства. Среди седативных-анальгетиков, тоже становящихся практически обязательными для выживания, есть два препарата, обладающих наркотическим действием. Это морфин и эторфин. Оставшиеся два: вымышленный мерадорм и существующий и в нашей реальности ненаркотический новокаин; является ли мерадорм наркотиком, неизвестно. В нашей реальности эторфин в принципе для людей не предназначен, это ветеринарный препарат для крупных животных, и употреблять его человеку в подобных дозах, пожалуй, верная смерть, а в игре это самый лучший из препаратов, принимаемых перед сном. Действие перечисленных седативных-анальгетиков в игре реализовано так: при употреблении они резко повышают усталость, что чревато даже смертью при отсутствии отдыха, но если после этого персонаж ляжет спать, то препараты обеспечат, наоборот, ускоренное уменьшение усталости и восстановление здоровья во сне. Привыкание к ним по сюжету развиться просто не успевает — вся игра охватывает всего двенадцать игровых дней, так что то, что оно не реализовано, вполне объяснимо сюжетно.
В целом, необходимость для героя торговаться со своим организмом, травя его разнообразной химией и выигрывая то иммунитет в ущерб жизнестойкости, то отдых в ущерб и так дефицитному рабочему времени, за которое нужно сделать столь многое — очень важная составляющая игры, и необходимость употребления наркотических препаратов тоже входит в нее, хотя и не в качестве самой заметной детали. Здесь ситуация подобна таковой в Fallout 3, но тут на чаше весов «за» не только вопрос личного выживания, но и долг врача: сон без препаратов, если герой заражен, скорее опасен, чем полезен, и в любом случае слишком долог, а чтобы спасти Город от эпидемии, времени и так не хватает. Обходится же совсем без сна практически невозможно, так как только он эффективно снижает усталость, которая, как уже упоминалось, является жизненно важным параметром. При этом, вполне можно при желании обходиться только мерадормом или даже только новокаином — употребление именно наркотиков, а не седативных-анальгетиков в целом, обязательным не является.
Но и это не все.
На Тедасе пьют разнообразный алкоголь, но это по большей части за кадром. В Ферелдене (человеческое государство, имеющее определенные параллели с Англией) популярны эль и вино. В Орзаммаре (гномье государство) пьют эль и мед, которые, впрочем, изготавливаются совсем другим способом, нежели на поверхности. Известны и некоторые коллекционные напитки, такие как: хасиндская медовуха — крепкий и горький напиток с яблочным привкусом, видимо, изготавливается варварами-хасиндами; «Золотая коса Черной эры» — неимоверно крепкий, и, похоже, магический напиток, всегда остающийся холодным и способный обжечь кожу при попадании; два напитка из империи Тевинтер (человечески-эльфийское государство, рабовладельческая магократия) — «Белый срез» и винтажное «Блондинка на солнце». «Белый срез» содержит в себе небольшую часть лириума, минерала, являющегося, похоже, средоточием магии того мира, а «Блондинка» имеет свойства противоядия, и эстеты пьют ее вместе с кошачьим ядом. С аддоном Awakening можно найти также «Аква магус» — еще один напиток с добавлением лириума; «Драконью мочу» — про состав которой есть подозрения, что он имеет отношение к названию; Макеев легендарный односолодовый виски — легендарной выдержки виски с мягким вкусом; бренди из Западного холма — напиток с нотками черной смородины и с жимолостным послевкусием; и «Хиролское извержение» — гномий напиток «со вкусом лавы» по описанию, что бы это ни значило.
В команде героя есть двое ценителей алкогольных напитков: Огрен и Винн. Для Огрена вообще слово «пьяница» можно считать синонимом, впрочем, этот гном не просто пьет все, что горит и булькает, но и знает многие тонкости изготовления и употребления разнообразных напитков. Чародейка Винн куда более умеренна в своих возлияниях, но ценитель не менее тонкий. Огрен знает секрет приготовления очень вкусного эля с орехово-медовым вкусом и нотками гвоздики, тем не менее, в походе он пьет, похоже, вообще все, даже собственную мочу, так как в ней содержание спирта зашкаливает. Чтобы подружиться с Огреном, стоит дарить ему спиртное, Винн тоже не прочь принять в подарок бутылочку вина.
Что касается наркотиков, то информации про непосредственно наркотические средства Тедаса нет. Тем не менее, уже упомянутый лириум — волшебный минерал — при употреблении не в специально приготовленном виде и не магами (магом на Тедасе нельзя стать, только родиться, магический дар явно имеет наследственную природу и по многим признакам проявляется у рецессивных гомозиготных по неким генам особей; маги рождаются у всех рас, кроме гномов) вызывает привыкание, полностью аналогичное наркотическому. При длительной (видимо, не менее десяти лет) лириумной зависимости у людей (информации по эльфам и косситам нет) личность постепенно деградирует, развивается слабоумие и, иногда, иные заболевания, вроде слепоты. К сожалению, этой особенностью лириума пользуется Церковь Андрасте, предписывая храмовникам (духовно-рыцарский орден, военная сила церкви) принимать лириум, чтобы они развивали в себе силы противостоять магии, и, негласно, чтобы иметь над храмовниками контроль. Лириум добывают гномы, на которых он действует слабее (это явно связано с тем, что они многими поколениями жили близко к основным залежам лириума), но все легальные торговые потоки лириума в известные человеческие государства контролирует Церковь Андрасте. Конечно, существует и контрабанда лириума, в которой особенно заинтересованы храмовники и маги (для вторых лириум — не наркотик, а практически безвредный рабочий препарат, в их случае действительно поддерживающий магический потенциал, но тем не менее). Герою несколько раз предоставится возможность как поучаствовать в контрабанде лириума, так и пресечь конкретный контрабандный канал.
Есть еще серия, которую стоит упомянуть:
На острове Фаранга жители с удовольствием употребляют ром, грог, вино и пиво. Весь алкоголь способствует восстановлению магического потенциала. Вино также является важнейшим алхимическим ингредиентом — входит в состав всех зелий. В плане наркотиков же тут прямая аналогия с Gothic — кое-где в сырых местах растет брюгл (в официальном переводе называется просто «трава»), из него делают самокрутки (их выкуривание дает мизерную прибавку к опыту, зато каждый раз) и на ее основе варят пиво. Сам Безымянный герой может подвизаться только на сборе травы для пивовара Робарта, самому научиться использовать ее он не может. Похоже, действие брюгла весьма слабое, никакие законы его употребление не регламентируют, то есть курение брюгла можно сравнить с табакокурением в нашем мире.
Алкоголь теперь в центре внимания, так как он стал заменителем лечебных зелий (спорное, с точки зрения реалистичности, решение). Это все те же грог и ром (мгновенное восстановление 50 и 100 единиц здоровья, или, как оно стало тут называться, «крови»), плюс появилась «Кровавая Мэри» (постепенная регенерация 100 единиц). Весь алкоголь можно научиться варить самостоятельно, ром и грог варят из сахара, а «Мэри» — из сахара с добавлением местного растения, кровавого корня. Эффект опьянения в игре не реализован, за исключением весьма забавной мини-игры, в которую предлагают поиграть двое персонажей.
Это игра «кто кого перепьет». На экране перед героем 6 бутылок на столе, и нужно на скорость навести мышкой и щелкнуть каждую (выпить). Щелкнул неточно — уронил, теряется время, пока бутылку не заменит условный «ведущий». Фокус в том, что с употреблением каждой порции мышь все меньше слушается, а поле зрения все больше расплывается, бутылки начинают двоиться-троиться. Играть можно на деньги или на некое сюжетное условие, или просто так, для практики.
С наркотиками же в пиратском мире глухо, их нет. Куда-то пропали при столь резком изменении сеттинга.
Конечно, во многих играх как-то касаются подобной темы, но совсем уж вскользь. Так что пока список таков.
@темы: Fallout 3, Dragon Age: Origins, Risen, Morrowind, списки, Oblivion, Lore, Мор. Утопия, Skyrim, Risen 2, Gothic 2, серия Dragon Age, серия TES, серия Risen, серия Gothic, Gothic